Ресурс бодхисаттвы

Среди моих близких есть человек, с которым мне очень сложно. У него десять пятниц на неделе, он постоянно жалуется на жизнь, говорит, что ничего не получается из задуманного. Иногда он просит о помощи, иногда просто рассказывает, как все плохо… Вроде хочется помочь, пойти навстречу, но каждый раз потом я вижу, что ничего не поменялось, моя помощь улетела в бездонную трубу, и расстраиваюсь. Однажды я осознала, что постоянно жду, что этот человек изменится, станет другим. И помогаю именно в надежде на это. А если посмотреть реалистично и признать, что в ближайшем будущем существенные изменения маловероятны, получается, помогать бессмысленно. Но такое решение тоже меня не устраивало. Оно не учитывало мою внутреннюю потребность быть включенной. И я стала искать, какие могут быть ориентиры, подходы в этой ситуации. И вот что нашла для себя.

Начну издалека. В буддистской картине мира есть сюжет о бодхисаттве. Он жил, потом достиг просветления, и у него появилась возможность больше не рождаться человеком. А мы помним, что буддисты верят в реинкарнацию, многочисленные повторные рождения, обуславливающие страдания живых существ. Если говорить совсем просто, все, что человек делает в этой жизни, влияет на карму. А от кармы в свою очередь зависит качество жизни во всех дальнейших рождениях. В следующей жизни образуются такие условия, чтобы человек имел возможность реализовать и прожить накопленную карму. Эта концепция для психолога выглядит очень узнаваемой в применении к тому, что происходит в течение одной жизни. Удивительным образом, люди, часто в искренней попытке изменить свою жизнь, выбирают такие условия, партнеров, работу, в которых попадают в привычные ситуации, сценарии, эмоциональные схемы. Те самые, от которых мучились и которых хотели избежать. Самый известный пример: дочери людей с алкогольной зависимостью, часто находят себе мужей с такой же проблемой. И пока человек не сможет увидеть и поменять что-то изнутри, выйти за границы привычного восприятия и реагирования, он наступает на те же грабли снова и снова.

Так вот, бодхисаттва исчерпал свою карму, глобально изменил ситуацию, и может больше не страдать, не рождаться в этом мире. Но он выбирает воплотиться именно здесь. Зачем? Для того, чтобы помогать всем живым существам. В буддистских текстах написано, что Бодхисаттва как солнце распространяет свою любовь и сострадание на все вокруг. И ничего не ждет от людей, просто реализует свое решение, свою миссию. Какой сильный и притягательный образ: человек, обладающий неисчерпаемым запасом безусловной любви! Существование в одной из древнейших религий этого героя, говорит о востребованности и дефиците такой любви в нашей жизни, о трудности подобного отношения к окружающим.

 

И это неудивительно. Мы все находимся в отношениях взаимозависимости. Когда мы заботимся, любим, помогаем другому человеку, мы что-то и сами получаем. Благодарность, тепло, радость от того, что ребенок растет и становится хорошим человеком, выздоровление в случае тяжелой болезни… Как минимум мы ждем этого, надеемся. Но иногда бывают случаи, когда мы любим, даем, но сами не получаем ничего. Ни благодарности, ни любви, ни ощущения, что наши старания чем-то помогли. И это очень тяжело, очень! Возникает чувство бессилия и горечь обиды. Не факт, что мы действительно не смогли помочь. Результаты могут быть отсроченными, или малозаметными, не соответствующими ожиданиям. Но субъективное ощущение такое: все было бессмысленно.

 

Можно опустить руки, или продолжать помогать и обижаться. А можно искать новые возможности, иное отношение. Ведь внутренняя потребность помочь есть, ее сложно игнорировать. Тогда нужен какой-то ресурс экстра любви, ничего не ожидающей, ни на что не надеющейся. Заботы, которой можно просто обогреть человека. Такой ресурс бодхисаттвы. Конечно, мы не можем как бодхисаттва распространять любовь на всех. А на одного человека? В конкретной ситуации? Можно попробовать.

 

Посмотрим на это с другой стороны. Просить и принимать помощь для многих совсем непросто. Возникает чувство, что теперь я что-то должен. И оно не просто так появляется, это чувство. Мы считываем ожидания. А вот если помогающий ничего не требует, не ждет, и даже не надеется. Не рассчитывает, что ты начнешь вести иной образ жизни, изменишь свои привычки, начнешь реагировать по-другому, выберешь подходящего партнера, выздоровеешь от тяжелого заболевания… Думаю, принимать помощь гораздо легче, когда чувствуешь, что ничем за нее не обязан. Если дающий немножко бодхисаттва.

 

Доступ к этому ресурсу очень пригодится в общении с людьми, у которых трудности в жизни, что-то пошло не так. И они сами сейчас не готовы вкладываться, меняться. Если у близкого тяжелое заболевание с неизвестным исходом. Или человек не может справиться с зависимостью. Когда кто-то на пороге смерти…

 

Таких ситуаций много. Даже в достаточно благополучных семьях бывают сложные периоды в отношениях с детьми, когда совсем нет взаимопонимания, родителям кажется, что из ребенка ничего хорошего не вырастет, и от бессилия опускаются руки. В этих случаях тоже полезно обнаружить в себе доступ к «просто любви». Спросить себя, хочу ли я быть с человеком, помочь ему в любом случае, даже если это ничего не изменит, если он не будет благодарен. Прислушаться к себе, есть ли у меня сейчас возможность, и сколько я готов отдать без ущерба для себя, чтобы не попасть потом в обманутые ожидания и гнев на того, кому помог, кого любил. И дать именно столько, сколько нашлось. Искреннюю улыбку, полчаса времени, помощь в конкретной задаче, немного денег… Но только если у вас сейчас все в порядке, нет постоянного стресса, вы здоровы и дружите с самым главным человеком в вашей жизни, с самим собой.

 

Это — существенный момент! Для того, чтобы найти такой оазис принимающей любви к другим, в первую очередь необходимо практиковать доброе отношение к самому себе. Иначе не на что опереться.

 

 

Вы себя любите? Цените? Поддерживаете? Заботитесь о себе? Относитесь к себе с симпатией и теплом вне зависимости от совершенных ошибок, достижений, выполнения самообещаний… Если да, можно думать о следующем шаге, о других людях. Если еще нет, у вас есть чудесная возможность попробовать эффект такого отношения на себе.

 

 

Буддисты, кстати, это знали. Есть медитация любящей доброты, которая как раз направлена на раскрытие любви ко всем живым существам. В ней практикующему предлагается почувствовать сначала любовь к себе, потом к близкому человеку, с которым хорошие отношения, потом к нейтральному персонажу, и, наконец, к врагу. Выходит, буддисты считали, что доброе, сострадательное отношение к себе самая простая и естественная вещь на свете, что-то базовое, от чего можно оттолкнуться. Боюсь, что в современном мире это не так. Но мы можем двигаться в этом направлении.

 

  • Есть ли у меня такой ресурс?
  • Хочу ли я иногда им пользоваться?
  • Осмысленно ли оказывать помощь, не ожидая результатов?

 

Конечно, каждый решает этот вопрос индивидуально. Мой собственный ответ: да, для меня есть в этом смысл, и я хочу иметь доступ к такому ресурсу. Как прикоснуться к этому чувству, обнаружить его в себе? Мне помогает просто положить руки на область сердца и прислушаться, есть ли во мне сейчас немножко тепла, которое я хочу и готова безвозмездно отдать. Удивительным образом, когда это не обязанность, не долг, а мой собственный свободный выбор, я нахожу.

 

Если резюмировать, у меня получились четыре принципа для ситуаций, подобных описанной в начале:

1. Мне важно осознавать, что помогать – это мой добровольный выбор в сложившейся ситуации. Я не должна и не обязана, я просто так решила.
2. Я опираюсь на сострадательное, доброе отношение к самой себе.
3. Я честно проверяю, сколько я могу и хочу дать другому без ущерба для себя. И помогаю в этих рамках.
4. И самое главное. Я не ищу смысл вовне, в результатах и изменениях. Смысл в том, что у меня есть потребность помочь. И в том, чтобы быть в мире с самой собой, реализуя важные мне вещи.

 

Елена Розина

 

Опубликовано на ресурсе «Жить интересно!»

 

Добавить комментарий